Адаптация в новом коллективе — особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль учащегося творческого объединения, новый вид деятельности; изменяется его социальное окружение, появляются новые друзья, меняется уклад жизни.
Проблемы адаптации учащихся первого года обучения являются актуальными для всех: и для педагогов, и для родителей, и конечно для самих детей. Если у ребенка возникают трудности с привыканием к новому коллективу, если он не находит друзей, становиться грустным и раздражительным, значит адаптация проходит неправильно или ребенку нужно дать чуть больше времени на привыкание.
Сложнее всего адаптация протекает у детей с индивидуальными особенностями нервной системы. В группу риска входят:
• Гиперактивные дети. Концентрация внимания у них снижена, в силу особенностей психики им необходимо постоянно двигаться, и высидеть целое занятие за столом для них – настоящий подвиг. Такие учащиеся чаще всего нарушают порядок и первые месяцы занятий практически не усваивают новый материал.
• Дети с повышенным порогом утомляемости. Обусловлено это может быть индивидуальными особенностями личности или хроническими заболеваниями. Учащиеся с повышенной утомляемостью не могут долго концентрироваться на выполнении заданий, что снижает их успехи в учебной деятельности.
• Одарённые дети. До поступления в образовательное учреждение у таких дошкольников уже есть обширный запас знаний, и первые недели им может быть просто скучно. Из-за этого они могут баловаться, не слушать учителей. Именно таким учащимся первого года обучения часто рекомендуют перейти на индивидуальную программу обучения.
В связи с тем, что темпы адаптации индивидуальны, ребенку требуется внимание и посильная помощь от взрослых. Неудача может привести к развитию комплексов и страхов в детском возрасте, низкой самооценке и другим негативным последствиям.
Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в новом коллективе?
1. Не меняйте свое отношение к ребенку. Не пугайте фразами типа: «Теперь ты взрослый, поэтому должен…». Так вы загоните ребенка в угол и усложните ситуацию.
2. Не критикуйте. Не бросайте жестких фраз о том, что у него ничего не получается. Это самое начало, в это время необходимо поддержать ребенка и дать ему силы на новые свершения.
3. Хвалите. Боясь осуждения, дети часто не делают то, что могут. Поверьте в своего ребенка, похвалите даже за мелочь, и скоро он сделает намного лучше.
4. Не сравнивайте его с другими детьми. Это может либо занизить самооценку, либо дать повод необоснованной гордости. Сравнивайте его достижения с его предыдущими результатами.
Главная задача, которая должна быть решена в период адаптации — это сохранение и развитие творческого потенциала ребенка. Поэтому очень важно оказать ребенку всестороннюю поддержку, помочь быстрее социализироваться.
Педагог-психолог Мафова Е.И.